РАВВ предлагает навести порядок на канализационном рынке.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) готовит поправки в законодательство о порядке вывоза сточных вод из домов, где нет централизованной канализации.
Только 65% жилья в России, по данным Росстата, оборудовано централизованной канализацией. Остальные пользуются выгребными ямами и септиками, которые нужно периодически опустошать. Проблему затронул председатель комиссии Госсовета по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда» Рустам Минниханов на заседании президиума Госсовета, где обсуждалась стратегия развития строительства и ЖКХ до 2030 года.
«Основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения. Сбор и вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированным транспортом. При этом регулирование тарифов для нецентрализованной системы водоотведения законодательством не предусмотрено. Предлагаем определить единый подход к формированию стоимости услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов и рассмотреть возможность введения регулирования тарифов на услуги нецентрализованной системы водоотведения», — сказал Минниханов, и отметил, что актуальность вопросу придаёт рост ввода индивидуальных жилых домов в последние годы.
«Регионы могут устанавливать тарифы на откачку септиков. Однако мало кто это сделал», — отмечает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Наталья Побединская.
«Сейчас у жителя, в доме которого вместо централизованной канализации — выгребная яма (кстати, существуют и многоквартирные дома и даже бизнес-центры с такой канализацией), есть два пути. Он может заключить договор на откачку слива с гарантирующей организацией — местным водоканалом. Но стоки из септика более концентрированные, и их обработка стоит дороже. И если спецтариф для этого не установлен (в большинстве регионов), то используется обычный тариф для водоотведения. Поэтому водоканалу принимать такие стоки невыгодно, и он эти услуги, как правило, не рекламирует. Можно обратиться к частникам. Но они зачастую работают по серой схеме: официально сдают на специальные сливные станции лишь часть стоков. С большой долей уверенности можно предположить, что в серой зоне сегодня более 50% возчиков — они сливают откачанное в канализационные колодцы (в лучшем случае), а то и в природные водоёмы или просто на землю. Такие сбросы наносят вред экологии, вызывают дискомфорт у жителей из-за неприятных запахов, загрязняют водоёмы, которые в том числе являются источниками питьевой воды. Абонент не обязан отслеживать, заключил ли перевозчик-частник договор с водоканалом и куда он дел откачанное», — поясняет Побединская.
В пресс-службе «Российских коммунальных систем» (РКС) отметили, что для водоканалов такой безответственный бизнес представляет отдельную головную боль: незаконный слив стоков в систему канализации приводит, во-первых, к переполнению колодцев и выходу стоков на поверхность, а во-вторых, повышает нагрузку на систему очистки, требуя дополнительных средств, не учтенных в тарифе.
«Проблема отсутствия системы контроля за перевозчиками на законодательном уровне пока не решена. Рассматривается ужесточение контроля и наказания за несанкционированный сброс стоков, однако повышение строгости регулирования, как правило, малоэффективно. Поймать за руку нарушителя в момент слива почти невозможно. Более результативным видится развитие цивилизованных способов утилизации жидких бытовых отходов. Законотворческая работа в этом направлении должна быть продолжена», — отмечают в компании.
В «Росводоканале» отметили, что городские администрации и коммунальные предприятия пытаются бороться с серыми возчиками, однако способов не так много. Среди них — создание собственной службы ассенизаторов, увеличение количества точек слива в канализацию (это разгружает логистику, отчасти позволяет легализовать рынок возчиков, но не решает проблему), строительство современных сливных станций (наиболее эффективный способ, однако не все водоканалы готовы вкладывать в это деньги).
«Рейды по выявлению нелегальных ассенизаторов завершаются тем, что возчик платит небольшой штраф и чаще всего продолжает дальше сливать стоки, где ему удобнее. А отслеживание серых возчиков с помощью камер или GPS-трекеров нереально», — считает Побединская.
Необходимо внести поправки в законодательство и установить, что абоненты должны обращаться для откачивания стоков только в гарантирующую организацию — в местный водоканал. И тариф для таких стоков должен быть выше, чем для централизованной канализации, считают в РАВВ.
«При этом для жителей может быть установлен регулярный платеж и регулярный вывоз отходов. В ближайшие месяцы РАВВ собирается направить в Госдуму законопроект об этом, чтобы он был рассмотрен уже в осеннюю сессию», — говорит Побединская.
Если откачкой септиков обяжут заниматься только водоканалы, это может в итоге даже удешевить тариф за счёт больших объёмов слива, возможности планирования работ и доходов. А если в тариф будет включена инвестиционная составляющая, в перспективе водоканалы могут заняться строительством дополнительных сливных станций или прокладкой в дома централизованной канализации, считают в РАВВ.