Главная˃˃Новости ЖКХ˃˃Роспотребнадзор: УК не имеют права заставлять жильцов страховать квартиры

В Роспотребнадзоре предупредили о навязывании жителям МКД «добровольного» страхования имущества

В последнее время участились случаи, когда управляющие компании настойчиво предлагают жителям многоквартирных домов вносить платёж добровольного страхование квартиры одновременно с ежемесячной оплатой жилищно-коммунальных услуг. «Если договор страхования не заключен — это недобросовестная практика», — предупредили в Роспотребнадзоре.

Сообщается, что процедура данной практики такова: в почтовые ящики жильцов раскладываются информационные письма, содержащие предложение заключить договор страхования имущества. После этого, на следующий месяц, приходит квитанция на оплату ЖКУ, уже содержащая строку «добровольное страхование». И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счёта договор считается заключенным.

Роспотребнадзор относит данный факт к нарушению принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и п. 2 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Отмечается, что сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления МКД и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений, при этом для его реализации должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Данной позиции придерживается и Верховный Суд РФ, который, руководствуясь ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 153, ст. 154 Жилищного кодекса, положениями Закона о защите прав потребителей, Правилами предоставления коммунальных услуг, в определении от 23 сентября 2020 г. № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счёте-квитанции об оплате ЖКУ по строке «услуга добровольное страхование», выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений МКД. Таким образом, указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления МКД и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что, в свою очередь, является навязыванием услуги.

С учётом изложенного, Роспотребнадзор рекомендует потребителям более внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе, чтобы в дальнейшем избежать финансовых потерь.