Собственникам жилых помещений могут предоставить право на получение данных о прописанных в них третьих лицах без их согласия
В Госдуму внесён проект закона, в соответствии с которым собственникам жилых помещений предлагается предоставить право на бесплатное получение данных о прописке в их жильё третьих лиц. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму 27 мая 2022 года. Авторами инициатив стала группа депутатов и сенаторов.
«Внесли проект закона, который дает право собственнику помещения получить информацию о лицах, зарегистрированных в жилом помещении. Такого права у собственника не было. Поправим», — написал в своем Telegram-канале глава комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Андрей Клишас.
Данным законопроектом предлагается внести изменение в ч. 14 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1, предусматривающее установление права собственника жилого помещения на бесплатное получение информации о прописанных в них третьих лицах, в том числе иностранных гражданах, без их согласия. Объём предоставляемых данных будет включать в себя сведения, позволяющие идентифицировать данных лиц: Фамилия Имя Отчество, дата и место рождения, дата регистрации по месту жительства (месту пребывания), а в отношении иностранных граждан – гражданство, дата и сроки регистрации по месту жительства и постановки на учёт по месту пребывания.
В качестве обоснования разработанной инициативы её авторы приводят следующие доводы. Так, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение или в пользование принадлежащее ему жилое помещение иным лицам на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании (ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса). При этом собственник несёт бремя содержания своего жилья, а если данное помещение является квартирой, то и общего имущества в соответствующем многоквартирном доме.
При реализации собственником перечисленных прав и обязанностей крайне необходимо наличие официальной информации о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в его жилом помещении, а также сведений, позволяющих идентифицировать данных лиц. Источником такой информации могла бы служить адресно-справочная информация, а также информация из ГИС миграционного учёта, то есть сведения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Согласно ст. 3 Закона № 5242-1 МВД России ведёт базовый государственный информационный ресурс регистрационного учёта граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России и на его основе организует адресно-справочную работу. Вместе с тем в силу ч. 14 ст. 3 Закона № 5242-1 территориальные органы внутренних дел предоставляют адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам только при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.
Таким образом, действующими нормами законодательства право собственника жилого помещения на получение в органе регистрационного учёта информации о регистрации в его собственном помещении иных лиц, являющихся гражданами РФ, ограничено необходимостью получения их согласия. В отношении же иностранных граждан и лиц без гражданства выдача такой информации органами учёта не предусмотрена вовсе. При этом сведения о зарегистрированных в жилом помещении лицах являются важным условием совершения законных сделок с таким помещением, служат доказательством добросовестности его продавца (наймодателя, арендодателя) и позволяют оценить правовые последствия совершения сделки в части возможности беспрепятственной реализации вновь возникающих прав у нового собственника.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что особые сложности возникают при наследовании жилого помещения. Так, новый собственник зачастую не обладает объективной картиной о зарегистрированных в жилом помещении лицах, имеющих право им пользоваться, и несёт существенные риски, совершая юридически значимые действия в отношении своего имущества. Кроме того, достоверная адресно-справочная информация необходима при расселении аварийных и подлежащих сносу жилых помещений – для определения права на предоставляемую жилплощадь, а также постановке органами МСУ граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оформлении ипотечных кредитов в банковских организациях и т. д.
Правительство РФ поддерживает разработанный законопроект.